«Постимся постом приятным, благоугодным Господеви. Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение…» «Стихира в первый день Великого Поста» Великий Пост в Православной Церкви или Святая Четыредесятница установлен в подражание сорокадневному посту пророка Моисея, пророка Илии, а главным образом — примеру Иисуса Христа, постившегося сорок дней в пустыне. Это особое и важное время в духовной жизни каждого верующего человека. Это время, когда Церковь призывает своих чад на особый подвиг воздержания и молитвы. Великий пост самый продолжительный и важный по значению в Церкви, когда богослужение, церковные песнопения, многочисленные поклоны располагают человека к основной цели поста — покаянию. В это время воспоминаются евангельские события, предшествовавшие Страстям Господним и Его Светлому Воскресению.
Что же такое пост? Пост есть лекарство в жизни духовной. Человеческая природа непостоянна, она придается невоздержанию и роскоши, поэтому человеколюбивый Господь, как любящий отец, избрал врачевство в виде поста, чтобы направить его на духовные подвиги. «Как начало всему худому, — говорит Исаак Сирин, служит упокоение чрева — так основанием всех добродетелей является пост». Пост изменяет человека не только физически, но главное духовно. Он делает нас умеренными, трезвыми, стыдливыми, молчаливыми, укрощает похоти. Пост способствует господству жизни духовной над материальной. Он подрывает и обессиливает физические основы телесных страстей, помогает преодолевать чувственные желания; это не только воздержание в различной пище, это средство способное возвысить человеческий дух над плотью. В настоящее время существует тенденция сводить время поста к простому только неупотреблению определенного рода пищи, но это скорее изменяет человека внешне: он попросту начнет худеть, и называть это время можно диетой, но никак не постом. Пост должен, прежде всего, изменить человека внутренне, он должен правильно расставить жизненные ориентиры, чтобы человек смог изменить в лучшую сторону свое отношение к ближним, врагам и, наконец, к самому себе. Блаженный Иероним о таких «постниках» пишет: «К чему утонщается тело от воздержания, если дух насыщается гордостью? Какую похвалу заслужим в бледности от поста, если становимся синими от зависти? Что за добродетель не пить вина, а пьянствовать гневом и злобой?». Поэтому грешат те, которые соблюдая телесный пост, не постятся духовно: тщеславятся, осуждают и унижают других, поэтому такие горе-постники от голода, как правило, бывают еще более сердиты, угрюмы и раздражительны, упрямы и не терпят противоречий и оскорблений. Святитель Иоанн Златоуст также порицает один только телесный пост: «Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем». Истинный пост необходимо соединять с делами милосердия, заботой о наших ближних, так как это ценно в глазах Божиих: насытили ли мы алчущего, напоили ли жаждущего, посетили ли больного в больнице, потому что все это мы делаем самому Господу (Мф. 25:34-40) Смысл поста можно выразить словами свт. Иоанна Златоуста: «Ты постишься? Докажи это своими делами. Какими, говоришь делами? Если увидишь нищего — подай милостыню, если увидишь врага — примирись, если увидишь друга счастливым — не завидуй, если увидишь женщину — пройди мимо… Пусть постятся не одни уши, но и зрение, и слух, и нога, и рука, и все члены твоего тела. Пусть руки прибывают чистыми от хищений и любостяжании, пусть ноги перестанут ходить на противозаконные зрелища, пусть глаза приучатся устремляться не на благообразные лица и не засматриваются чужой красотой. Зрение есть пища души, если она противозаконна и запрещена, то она вредит посту и разрушает спасение души. Если же законна и дозволена — то украшает пост. Ты не ел мяса, не вкушай же глазами нескромностей. Пусть слух не принимает сквернословия и клеветы, язык оберегай от сквернословий и ругательств». Великий пост не будет таковым, если «оторвать» его от богослужебной жизни Церкви, иными словами только в храме пост приобретает полноту и свой истинный смысл. Ради чего человек поститься? Чтобы изменить себя и приблизиться к Богу, а эта связь возможна только в храме. Этот период и дается человеку, чтобы подготовить, изменить, наконец, преобразить себя к встрече этого Великого праздника. Все покаявшиеся грешники начало своего покаяния и исправления полагали через воздержание. Целью Великого поста является приведение внутренних сил души человека: ума, чувств и воли к целомудренному состоянию. Состоянию души, когда все эти силы направлены не на удовлетворение своих низменных желаний, а на добродетель, устремлены не к земле и всему греховному, а к Богу. Во время поста усиливается брань человека с бесовскими силами. Его начинают преодолевать страсти, о существовании которых он даже не догадывался. Перед человеком предстают все ужасы падшей человеческой природы: ум человека, который должен познавать Бога, обращен к земным потребностям, к тленным вещам. Он занят чем угодно, но не богомыслием. Воля не стремиться к добру, ей все больше нравится зло, которая подобно смертоносному яду отравляет душу. Чувства настолько испорчены, что они находят сладость в грехе, а не в добродетели, как это было заложено Творцом изначально. Избежать все это помогает человеку пост. Пост уже не столько физический, сколько пост, через который не сможет пройти ни одна греховная мысль, ни один вражеский неприятель. То, что подражание посту Христову приурочено ко времени, предшествующему дням, когда воспоминаются страдания, смерть и славное Воскресение Христово, — придает посту особый смысл и значение. Страданиями Спасителя и Его воскресением всем нам дарована надежда нашего воскресения для жизни вечной. Но для осуществления этой надежды, для получения вечной блаженной жизни, нам необходимо подражать Христу в чистоте и святости жизни. Нужно пройти тот же путь, каким шел Спаситель, — путь самоотречения и самоотвержения и, кроме того, путь борьбы с греховностью нашей природы. Перед нашими взорами предстают различные праведники: седовласые ветхозаветные патриархи и богомудрые жены, богоглаголевые пророки и благочестивые цари, которые жили ожиданием пришествия в мир Мессии, единородного Сына Божьего Иисуса Христа. И все христиане ожидают радостного и торжественного Христова Воскресения, чтобы Воскресший Христос, некогда осветивший темную гробницу, осветил человеческую душу, которую он готовил к этому событию сорок дней. Отрок.ua Переглядів: 1997
Комментарі дозволено залишати тільки зареєстрованим користувачам. Зайдіть в систему або зареєструйтесь.
|