Предлагаем вашему вниманию отрывки из лекции духовника Свято-Димитриевского и Свято-Софийского детских домов, председателя Комиссии по церковной социальной деятельности прот.Аркадия ШАТОВА "Поощрения и наказания в детском коллективе. Соборность и единоначалие в педагогическом процессе":
Воспитывать нужно не только детей, но и педагогический коллектив Дело в том, что для людей, которые занимаются воспитанием детей, вопрос взаимодействия внутри коллектива очень важен. Есть такая пословица, которую мы постоянно вспоминаем: «у семи нянек дитя без глаза». Точно так же и в семье: если нет понимания и единства между родителями, если мать и отец не имеют общих принципов воспитания детей, если между ними нет любви, доверия, понимания, это ведет к определенным проблемам. Для успешного воспитания ребенка нужна такая среда, в которой есть взаимопонимание, некое поле любви, в котором воспитывается ребенок... И тогда только это воспитание будет успешным! В семье есть всегда иерархия. В нашем обществе это уже не принято, и женщины часто самостоятельны, эмансипированы, но тем не менее существует до сих пор такое правило, что жена должна слушать мужа. В коллективе добиться какого-то единства бывает непросто, и поэтому задача организации коллективной работы по воспитанию детей, воспитание самого коллектива – задача очень насущная. Может быть, я скажу вещь, с которой не все согласны: важнее в коллективе сохранять единство и любовь, чем заниматься какими-то специальными педагогическими практиками. Можно не уметь воспитывать детей, но если сам коллектив дружный, если в нем есть единомыслие, единоначалие, уважение к каждому члену, если все понимают, что это не просто «рота солдат», которая по приказу должна выполнять команды, если коллектив - живой организм, в котором есть любовь, то ребенок вырастет в этой среде более полноценным, нормальном человеком, нежели в среде педагогов - профессионалов, которые ссорятся, ругаются, конфликтуют, враждуют, завидуют, сплетничают, как это часто бывает в светских заведениях. Поэтому так важно обращать внимание на состояние собственной души, когда мы занимаемся с детьми и помнить: самое важное – это чтобы наша душа пребывала в мире. Тогда Господь будет нам помогать и будет способствовать нашей деятельности. Соборность и единоначалие В коллективе должны быть и соборность, и единоначалие. Соборность – это уважение и признание за каждым человеком, который входит в состав коллектива, права высказывать свое собственное мнение - в определенной форме и в определенное время, конечно. Иерархичность же и единоначалие значат, что во главе коллектива всегда должен стоять кто-то один. Кто-то, кто все-таки несет ответственность за детей: матушка в монастыре, или старшая сестра, на которую возложены такие обязанности, руководитель, директор детдома. Педагогическому коллективу очень важно, и даже необходимо регулярно встречаться, обсуждать какие-то текущие проблемы, но на этих собраниях всегда должно приниматься общее решение. Причем приниматься оно должно не большинством голосов, а просто кто-то один берет на себя такую ответственность – игумен, или руководитель. Иначе получится «дитя без глаза»: каждый будет делать все по-своему. А ведь если ты участвуешь в этом общем деле, если занимаешься общим воспитанием, - то должен подчиняться тому, кто берет на себя ответственность - без этого нормальной работы не получится. Я помню, когда я был в детском саду, у нас было две воспитательницы: одна была очень строгая, немножко ханжеская, я бы даже сказал. У нее все было «нельзя», «неприлично», все «нехорошо». А другая была - молодая, у нее было наоборот - все можно, и все было «хорошо». К несчастью они постоянно менялись, из-за чего у меня была все время путаница в голове: что же все-таки можно и что нельзя, что хорошо, что плохо, что стыдно, а что не стыдно - потому что они все время противоречили друг другу! Ну, взрослый человек – он мог бы приспособиться как-то, а ребенку трудно. Дети - они существа особенные, и очень быстро чувствуют, если есть какое-то разногласие между взрослыми. В детском доме должны быть четко прописаны правила, и эти правила должны быть доведены до всех. Все должны их знать и эти неукоснительно исполнять. Хотя и не забывать, что детей воспитывают не в казарме, а в семье, с любовью. Детский дом должен быть открыт для хороших людей Часто детские дома замыкаются на себе, и ребенок там не имеет такого выхода в мир, какой есть у обычных детей. В обычной семье родители не только живут с детьми – к ним приходят гости, у них какая-то жизнь есть, какой-то круг знакомых. Они не замкнуты на себе. Поэтому нужно думать обязательно, как устраивать праздники, приемы гостей, как их встречать. Хорошо бы создать такие условия, чтобы приходили одноклассники, если дети из вашего приюта учатся в обычной школе. Чтобы коллектив был, с одной стороны, закрыт для проникновения греха и греховной заразы, чтобы не приходили испорченные дети, но с другой стороны, детский дом должен быть открыт для хороших людей, для гостей, не замкнут в себе. У нас в детских домах бывали такие случаи, когда свои условия начинают задавать те, кому это не положено. Начинают на кухне говорить: «Вот, они опять пришли не вовремя, чего они там гуляют так долго, режим нарушают!», или сторож: «Чего это у вас дети такие невоспитанные?» У нас такое жесткое правило, что технические сотрудники, к которым относится кухня, сторож, работники, - они не имеют права делать детям никаких замечаний. Потому что если каждый будет ребенка тыкать, его «затыкают» в конце-концов так, что он впадет в уныние. Технические работники, если что-то им не нравится, должны сказать воспитателю, директору, духовнику, - но сами никаких замечаний никому не делать. Очень хорошо, когда у детского дома есть один духовник, у которого исповедуются не только дети, но и воспитатели. Это, наверное, идеальная ситуация, невозможная для всех. Но у нас в детском доме большинство педагогов и все дети – исповедуются все-таки у одного духовника. Это заметно помогает решать возникающие конфликты. Все-таки какими ни были бы замечательными педагоги, какими бы ни были они хорошими - у каждого из них есть свои недостатки. И иногда духовнику приходится делать отеческие замечания воспитателю. Если ребенок понимает все без наказания - не надо его наказывать! Кроме того, важен вопрос о наказаниях. Мы говорили с вами про соборность, про единство в коллективе; теперь мы должны еще поговорить о наказаниях и поощрениях. Конечно, в идеале, в детском доме должна быть такая любовь, что само умаление этой любви по отношению к ребенку станет для него наказанием. Когда, если ребенок что-то плохое делает, достаточно воспитателю просто изменить немножко тон голоса – и это уже подействует. Наказания могут быть разными - ведь что такое наказание? Наказание – это лишение чего-то приятного для ребенка. Чем больше радостей у ребенка – тем легче его наказывать. Если же у него жизнь безрадостная, если он ничем не интересуется, его тогда и наказывать нельзя! И, конечно, не всякой радости ребенка можно лишить. Наказание – это не месть, а способ показать, ребенку, что так делать нельзя. Главное, чтобы ребенок понимал. А если он понимает все без наказания - не надо его наказывать! Нашими действиями должна руководить ненависть ко греху Бог наказывает нас до тех пор, пока мы не поймем, что чего-то делать нельзя, и если мы поправились и исправились – прекращается наказание. «Не до конца Бог наказует» - как поется в псалме - «не вечно гневается» – так и здесь. Главное – не наказание, главное – наладить какую-то нормальную жизнь с детьми. Какие формы наказаний я считаю допустимыми? Телесных наказаний в детском доме быть не может. Ну, за исключением двухлетних детей, которые обычно еще и не помещаются в детский дом. Считается, что девочек вообще наказывать телесно нельзя после трех лет, то есть когда ребенок уже что-то понимает. Потому что, если девочку наказывать таким образом, она вырастет жестокой, будет принимать насилие как нечто само собой разумеющееся, потеряет нежность души, которая дана ей от Бога, потеряет часть какой-то женской природы, которая ее отличает от мужчины. Мальчиков раньше пороли в каких-то случаях: украл, закурил в первый раз. Но в детском доме, мне кажется, мы так наказывать детей не можем. Потому что мы не имеем к ним той любви, какую имеют родители, не несем той ответственности, какую несут родители. И сами дети нам не доверяют так, как доверяли бы родителям. У них нет такой природной любви к нам, а телесное наказание может разрушить и ту любовь, которая все-таки возникает между воспитателем и ребенком. За что наказывать, а за что нет – невозможно дать универсальный совет. Невозможно составить какой-то «уголовный кодекс», систему наказаний, потому что каждый ребенок – это личность. Кроме того, личность - сам педагог. Что от одного педагога ребенок воспримет нормального, от другого для него не будет нормальным. Нашими действиями должна руководить ненависть ко греху. Она должна быть у нас обязательно, и дети должны чувствовать и понимать, что грех мы ненавидим! Что с грехом не может быть никаких компромиссов, то существуют вещи, которые «нельзя», потому что «нельзя», и «нельзя никогда». Но ненависть мы можем допустить только по отношению ко греху, мы никогда не должны переходить на личность ребенка. Как говорит Святые Отцы: «Если мы говорим, что человек ворует, то это еще не осуждение; если же говорим, что он вор – это осуждение». А такого осуждения не должно быть. Записал Дмитрий РЕБРОВ Нескучный сад
Переглядів: 2312
Комментарі дозволено залишати тільки зареєстрованим користувачам. Зайдіть в систему або зареєструйтесь.
|